18-04-2016Є така Data

26.11.2012 Пай-хлопчики (рос)

26.11.2012 15:32:23
На розгляд парламенту винесено вельми цікавий законопроект, який пропонує поширити дію угод про розподіл продукції (УРП) на сільськогосподарську діяльність. За задумом автора, це залучить додаткові інвестиції та нові технології у вітчизняний аграрний сектор. Тарас Кушнір попереджає, що це дозволить інвесторам забирати 80% вирощеної продукції. З урахуванням того, що державний земельний банк становить 10-11 млн. га, дружні для влади бізнесмени зможуть отримати непогані прибутки.
 
---
 
На рассмотрение парламента вынесен весьма любопытный законопроект “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно распространения действия соглашений о разделе продукции на другие виды деятельности” (№11319; автор — член фракции “Партии Регионов” Павел Климец).
Документ предлагает распространить действие соглашений о разделе продукции (СРП) на сельскохозяйственную деятельность. По замыслу автора, это привлечет дополнительные инвестиции и новые технологии в отечественный аграрный сектор.
 
Идея
Напомним: в соответствии с Законом “О соглашениях о разделе продукции” действие СРП (между государством и частным инвестором) ограничивается исключительно сферой разведки и разработки полезных ископаемых и касается раздела добытого ресурса на три части, размер которых определяется в каждом конкретном случае.
Часть продукции инвестор получает в качестве компенсации затрат, а остальная продукция (так называемая прибыльная) делится между инвестором и государством. Юрий Забияка, вице-президент адвокатской фирмы “Грамацкий и партнеры” (г.Киев; с 1998 г.; 38 чел.), поясняет: “Применение СРП в добывающей промышленности обусловлено тем, что полезные ископаемые отнесены к исключительной собственности народа Украины (ст.4 Кодекса о недрах). Использование этой собственности сопряжено с рядом нюансов: необходимостью значительных капиталовложений в разведку и добычу, ограниченностью объема месторождений и отсутствием возможности их восстановления. Именно поэтому государство не готово отдать инвестору возможность самостоятельно извлекать выгоду из предмета соглашения. И получает определенную долю в виде стратегических ресурсов, а не налогов, сборов или иных платежей”.
В принципе, инвестиции в сельское хозяйство во всем мире относятся к рискованным. Как объяснил БИЗНЕСу Павел Климец, в случае утверждения проекта №11319 у инвесторов появится юридический механизм, гарантирующий защиту их вложений.
“Никто не вложит миллионы в завод по переработке или в хранилище, не будучи уверенным в том, что землю не отберут. При этом мой законопроект ни в коем случае не касается распаеванных земель и не предусматривает никакой приватизации. Государственная земля останется государственной и будет эффективно использоваться”, — утверждает г-н Климец.
Кроме того, подчеркивает он, СРП позволит решить проблему наполнения вечно пустующего Аграрного фонда — ведь часть продукции инвестор будет обязан отдать государству.
 
Сомнения
Следует отметить, что идеи автора законопроекта были восприняты экспертами крайне неоднозначно. Для начала: сомнительно выглядит сама идея приравнять продовольствие к полезным ископаемым.
“Во-первых, сельхозпродукция сама по себе не является исключительной собственностью народа Украины, во-вторых, лишь отдельные виды такой продукции можно назвать стратегическими, а в-третьих, она не относится к невосстанавливаемым ресурсам. Даже земля, будучи стратегическим ресурсом, подлежит восстановлению при правильной эксплуатации (в отличие от залежей полезных ископаемых)”, — говорит г-н Забияка.
Более того, по мнению юриста, такой законопроект невыгоден государству. Вместо денежных средств в виде налогов оно получит сельхозпродукцию и будет вынуждено искать для нее рынки сбыта.
Кроме того, Егор Бурков, аналитик ООО “КУА “ІТТ-Менеджмент” (г.Киев; входит в инвестиционно-финансовую группу ІТТ; с 1995 г.; 60 чел.), готов поспорить с заверениями автора, что законопроект “не предусматривает никакой приватизации”.
“Статьей 1 проекта определено, что инвесторами могут выступать в том числе нерезиденты и граждане других государств. То есть, иными словами, документ предоставляет иностранцам возможность получить доступ к украинской земле сельхозназначения на неопределенное время, тем самым фактически обойти мораторий на продажу земли (напомним: на прошлой неделе парламент утвердил закон (проект №11315), продлевающий мораторий на продажу земель до 2016 г. — Ред.), — резюмирует аналитик.
 
Интересы
В общем-то, и сам г-н Климец не скрывает, что благоприятные условия создаются в расчете “на инвестора, приехавшего в Украину”. По мнению Виталия Урума, старшего юриста Южно-украинского филиала адвокатского объединения Arzinger (АО “Арцингер”; г.Киев; с 2002 г.; 95 чел.), модель отношений, предложенная законопроектом, выгодно отличается от уже предусмотренного законодательством права использования госземель на условиях аренды.
“В условиях продления моратория на отчуждение земель сельхозназначения инвестиционные проекты на основе СРП могут стать альтернативой приобретению земли в собственность. Следует отметить и предоставляемые государством гарантии распространять на СРП нормы законодательства, действующие на момент его заключения, и отсутствие арендной платы. Кроме того, у предпринимателей появится возможность передавать рассмотрение своих споров не в судебные органы Украины”, — перечисляет “бонусы” потенциальных инвесторов г-н Урум.
Помимо этого, обращает внимание Тарас Кушнир, старший консультант ООО “Истерн Консалтинг Групп” (г.Киев; с 2006 г.; 2 чел.), согласно проекту, максимальная доля продукции, которая останется у инвестора для компенсации затрат, не может превышать 80% объема производства.
“Иными словами, в результате манипуляций как с уровнем затрат, так и с оценочной стоимостью продукции, инвестор может рассчитывать на получение именно 80% выращенной продукции. С учетом того, что государственный земельный банк составляет 10-11 млн га, дружественные власти бизнесмены смогут получить неплохие прибыли”, — предупреждает г-н Кушнир.
Поэтому, полагает г-н Бурков, действие СРП в аграрном секторе сможет привлечь достаточное количество инвестиций, но “останется вопрос их прозрачности”. И добавляет: “Я не думаю, что документ найдет массовое применение. Скорее всего, это будет некий “эксперимент” — на определенной территории, с определенным кругом инвесторов”. А вот аграрии, уже работающие на рынке Украины, призывают “не изобретать велосипед” под заказ зарубежных бизнес-структур.
“В аграрной сфере есть простой инструмент — аренда земли. Создание благоприятных условий для работы всех арендаторов без исключения — это более перспективная политика, чем формирование специальных режимов для отдельных компаний”, — утверждает Владимир Лапа, генеральный директор Ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (г.Киев; общественное объединение в сфере агробизнеса; с 2007 г.; 21 чел.)
 
Автор: Дикаленко Михаил